На Всероссийском семинаре-совещании Федеральной антимонопольной службы в Ялте обсудили важную тему влияния регулирования, в том числе тарифного, на развитие и конкурентоспособность отечественной электроэнергетики. Почему страна сделала первый запланированный шаг и медлит со вторым — в материале «Известий».

20 лет спустя
Электроэнергетика начиная с 2000-х годов решает задачу привлечения инвестиций в генерацию и повышение эффективности производства. Для реализации этой задачи был выбран путь ее реформирования, основанный на разделении вертикально интегрированных компаний — АО-энерго, выделении конкурентных видов деятельности с последующим привлечением инвесторов.

— Давайте вспомним, цель была — привлечение в отрасль частных масштабных инвестиций. И первый шаг для привлечения инвестиций мы как страна сделали, — подчеркнула в своем выступлении председатель наблюдательного совета ассоциации «Совет производителей энергии» Александра Панина. — Десятилетие назад мы разделили естественно-монопольные виды деятельности, запустили рынки: рынок на сутки вперед (РСВ), балансирующий рынок, конкурентный отбор мощности. Тем не менее, несмотря на реформирование энергорынков, второй важный шаг мы не сделали.

Речь идет о развитии конкуренции на рынках электроэнергии и мощности как источника новых инвестиций в отрасль. Текущая ситуация — 20 лет спустя — это подтверждает. Так, на оптовом рынке в структуре реализации электроэнергии и мощности по сегодняшний день сохраняется значительная доля регулируемых договоров (РД). По сути, эти средства — это субсидия потребителям за счет генерации, которая могла быть направлена на повышение энергоэффективности производства электроэнергии.

— Нельзя забывать, что есть еще «перекрестка», которая лежит на генераторах, которые, по сути, субсидируют потребителей в регионах РД. А цены по РД на электроэнергию в среднем в два раза ниже свободных цен. Недополученная выручка генерации составляет порядка 70 млрд рублей в год, упущенная выгода генераторов за 10 лет оценивается более чем в 700 млрд рублей, — отметила Панина.

В структуре стоимости мощности на оптовом рынке электроэнергии и мощности на долю нерегулируемого сектора — КОМ (конкурентный отбор мощности. — «Известия») приходится всего лишь 20% от всей стоимости мощности (или около 9% в выручке всего ОРЭМ). Притом что за счет выручки в КОМе содержатся 80% всех генерирующих мощностей. Сама же цена КОМа, по сути, регулируемая величина — его параметры устанавливаются правительством РФ.

И наконец, основной рыночный механизм сектора электроэнергии — рынок на сутки вперед (около 46% выручки всего оптового рынка) — характеризуется низкой волатильностью своих ценовых индикаторов вследствие сохраняющегося регулирования (обязательное ценопринимание на часть объема, подача заявки исходя из топливных затрат, снижение объема оптимизируемой генерации из-за режимных ограничений). Это, в свою очередь, стало причиной крайне низкой востребованности механизма свободных двусторонних договоров — в 2019 году их доля в первой ценовой зоне составила 0,93%.

Как привлечь инвестора
Основные инвестиции в генерацию за последние 10 лет были реализованы за счет внедренных на оптовом рынке дополнительных механизмов в рамках рынка мощности — договоров, гарантирующих возврат вложенных инвестиций (ДПМ ТЭС, АЭС/ГЭС и ВИЭ, КОМ НГО).

Так, запущенная в 2011 году программа договоров предоставления мощности (ДПМ) ТЭС стала одним из самых масштабных инструментов привлечения инвестиций в российской экономике. Благодаря ДПМ получили развитие отечественное энергетическое машиностроение, проектная и строительная отрасли. Инвестиции в отрасль составили более 1,3 трлн рублей. Прирост ВВП — около 2 трлн рублей, налоговые поступления — более 600 млн рублей, введено 136 объектов генерации (91 новый и 45 модернизированных) мощностью почти 30 ГВт. За счет повышения эффективности производства электроэнергии — удельный расход условного топлива снижен на 21 г — произошло замедление темпа роста цен на электроэнергию, отставание темпов роста цены на электроэнергию на РСВ от темпов роста цен на газ на 75 процентных пункта за период с 2008 по 2018 год.

— Если сравнить отрасли промышленности, мы (генерирующие компании. — «Известия») с точки зрения чистой прибыли, которую направляем в инвестиции, лидируем, — говорит Панина. — Средства, которые мы получаем, мы направляем именно в развитие электроэнергетики, в наш ВВП, в наши рабочие места. Мы очень ответственно инвестируем.

По данным «Совета производителей энергии», электроэнергетическая отрасль тратит на долгосрочные инвестиции в 2–3 раза больше, чем компании других отраслей. В выступлении Александры Паниной отмечается, что в 2018 году энергетики инвестировали 2,3 рубля на 1 рубль чистой прибыли, в то время как предприятия по добыче полезных ископаемых — 0,4–0,5 рубля, металлурги — 0,4 рубля на 1 рубль чистой прибыли.

Сегодня нельзя завтра
— Инвестировать необходимо, потому что наша энергосистема устаревает, — подчеркивает Александра Панина. — Надо развиваться, надо делать более прогрессивные проекты, решать задачи по локализации современных ПГУ. Нельзя игнорировать международные требования по экологии, государственные национальные проекты: чистый воздух, чистый город. Нам нужно развиваться. Инвестиции нужны, но источника для этого у нас на рынке не видно.

Необходимость инвестировать уже сегодня очевидна. Средний возраст отечественной генерации составляет 35 лет, что выше показателей в энергетике других стран: США — 30 лет, Германии — 24 года, Японии — 17 лет. К 2030 году без программ модернизации энергомощностей средний возраст генерирующих мощностей в России достигнет 44 лет.

Выбор есть. Либо инвестировать через рыночные механизмы, в этом случае необходимо развивать конкуренцию: снимать ограничения на заявки в РСВ, внедрять механизм двусторонних договоров, постепенно проводить либерализацию рынка тепла с компенсаторными механизмами (социальная норма, адресные субсидии отдельным категориям потребителей). Либо инвестировать через регуляторные контракты, специальные механизмы с максимально публичным обсуждением и прозрачными критериями отбора проектов.

Сигналы для инвестора
Очевидно, что для привлечения инвестиций в электрогенерацию через рыночные механизмы необходимо расширять конкурентный сегмент, который должен работать по свободным рыночным ценам. Именно свободные рыночные цены создают сигналы для инвестора: их можно спрогнозировать, понять — где необходимо инвестировать, а где не нужно, сформировать долгосрочные инвестиционные программы и развивать национальную энергетику.

— Рыночная цена должна отражать периоды, когда электроэнергия дешевая и когда дорогая. Но средняя цена, которая сложилась в 2019 году, в первой ценовой зоне была 1,2 тыс. рублей за 1 МВт·ч и демонстрировала практически полное отсутствие волатильности. То есть рыночные механизмы есть, но они не работают в полной мере, — отмечает Александра Панина.

Однако если учесть отставание темпов роста цены на электроэнергию на РСВ от темпов роста цен на газ (на 77 процентных пунктов за период с 2008 по 2018 год), то реализация инвестиционных проектов в электроэнергетике без специальных надбавок к цене на мощность практически невозможна.

Спорный вопрос
Так называемые надбавки, которые, по сути, являются продолжением тарифного регулирования, составляют значительную часть конечной стоимости электроэнергии на оптовом рынке. Значительная роль государственного регулирования — вынужденная мера, поскольку в настоящее время фактически отсутствуют эффективные инвестиционные рыночные механизмы. Альтернатива — эволюционное развитие конкуренции на энергорынках. Однако пока текущие правила оптового рынка электроэнергии и мощности не позволяют учитывать инвестиционную составляющую, без надбавок в отрасли просто не обойтись.

— Хочу обратить внимание на мировой опыт: не все инвесторы за рубежом инвестируют только на основании рыночных сигналов, — говорит Александра Панина. — Например, в Китае отрасль регулируется государством и инвестиции в электроэнергетику осуществляются без рыночных сигналов. В США существуют специальные регуляторные механизмы, аналоги того, что мы называем надбавками, аналоги наших ДПМ (механизм возврата инвестиций с гарантированной доходностью за счет дополнительной надбавки к оптовой цене. — «Известия»).

Рынок не ставит вопрос о полном отказе от надбавок, отмечая необходимость продолжать инвестиции в развитие сектора электроэнергетики, но считает целесообразным упорядочить процедуры введения надбавок к рыночной цене, выработать четкие критерии, обосновывающие их необходимость. А также рассматривать любую форму нерыночных надбавок компетентным органом государственной власти с последующим контролем достижения целей выгодоприобретателем.

— Мне кажется, что принятие решений о надбавках нужно сделать максимально публичным, — отметил в своем выступлении председатель правления ассоциации НП «Совет рынка» Максим Быстров. — Прежде всего можно выносить их на рассмотрение президентской комиссии по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности, на заседаниях которой присутствуют все субъекты энергетического комплекса, представители Госдумы и губернаторского корпуса. Вторая площадка — правительственная комиссия по энергетике. И третья — Госсовет РФ. На каждой из этих площадок можно публично обсудить все предложения и сформировать взвешенное решение.

Наиболее существенным в дискуссии по надбавкам в «Совете рынка» считают обсуждение целевой модели, а именно проведение технологически нейтральных конкурсов, не зависящих от типа генерации. И признают необходимость отказа от тех надбавок, которые не связаны с развитием рынка электроэнергетики.

Известия

Версия для печати

Ранее

25.11.2020 10:00Источники: «Решение о переносе КОММод-ПГУ на весну 2021 года принято вице-премьерами»

Последний перенос сроков отборов с 1 сентября на 1 декабря был вызван дискуссией о стоимости энергоблоков на экспериментальных газовых турбинах средней (от 65 МВт) и большой (от 100 МВт) мощности

23.11.2020 10:42Sohu: скандал с турбинами Siemens обернулся неожиданным эффектом для России

20.11.2020 10:10Отбор проектов модернизации с использованием российских турбин могут перенести на апрель

При этом традиционный отбор проектов модернизации на 2026 год переносить не собираются.

20.11.2020 00:00Общественный совет Минстроя предложил устранить правовой пробел в спорах по долгам за ЖКУ

Это позволит не допустить ухудшения платежной дисциплины, сообщила пресс-служба ведомства

19.11.2020 10:00В России пройдет лесная инвентаризация

Данные государственной инвентаризации лесов будут использовать на переговорах по установлению справедливой ставки трансграничного углеродного налога Евросоюза для отечественных экспортеров


Контакты

123007, Москва, Хорошевское шоссе, д.32А, Бизнес-центр «Солид-Кама»