Российская энергетика в условиях пандемии COVID-19 столкнулась с беспрецедентными трудностями. В условиях ограничительных мер и распространения коронавируса необходимо было обеспечить светом и теплом промышленные предприятия, школы, детские сады и медицинские учреждения; вынужденно находящихся дома людей. Отечественная энергосистема проектировалась с запасом прочности для бесперебойной работы и в гораздо более серьезных условиях. Но основной угрозой в 2020 году стала не повышенная нагрузка, а рост неплатежей за жилищно-коммунальные услуги. Как теплоэнергетика пережила этот год – в материале «ФедералПресс».
После введения режима ограничений в связи с распространением коронавирусной инфекции (режим самоизоляции, закрытие малого и среднего бизнеса) ситуация с платежной дисциплиной ухудшилась. Принятие постановления Правительства РФ № 424, установившего до 1 января 2021 года мораторий на применение пени (штрафов) за просрочку оплаты и на ограничение режима потребления для потребителей коммунальных услуг, привело к тому, что недобросовестные плательщики, жилищные организации-посредники прекратили платить по счетам или сократили платежи до минимума.
Уже в мае уровень оплаты за ЖКУ снизился до 85 % от начислений. Подготовка к отопительному периоду, ремонтные и инвестиционные программы шли в условиях снижения уровня оплаты за потребленные энергоресурсы. Прогнозы были крайне пессимистичными: с учетом уже накопленных долгов за тепло, объем дебиторской задолженности перед теплоснабжающими организациями на конец 2020 года должен был увеличиться до 600-800 млрд рублей! При этом плановая выручка всех тепловых организаций за 2020 год планировалась в объеме 1,2 трлн рублей.
Федеральные власти своевременно предприняли ряд мер по укреплению платежной дисциплины. Безусловно, решение поставить на контроль платежи за услуги тепло- и электроснабжения бюджетных организаций и предприятий позволило сократить кассовый разрыв.
Однако общее снижение уровня оплаты за тепловую энергию за период с апреля по ноябрь нарастающим итогом составило 2 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Дебиторская задолженность за потребленную тепловую энергию на 1 октября составила 176 млрд рублей, на 1 ноября – уже 191 млрд рублей!
При сохранении тренда дебиторская задолженность по итогам года за теплоэнергию может вырасти до 212,5 млрд рублей. За 2020 год увеличение задолженности может составить до 10%, что значительно превышает уровень инфляции за аналогичный период и потребует привлечения кредитных ресурсов для покрытия кассовых разрывов.
В этих условиях необходимо предпринять меры по укреплению платежной дисциплины потребителей и адресной поддержки как поставщиков энергоресурсов, так и наиболее уязвимых групп потребителей, попавших в сложную ситуацию. В том числе – льготное кредитование на покрытие кассовых разрывов гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний, при контроле за своевременной и полной оплатой электро- и теплоэнергии как гражданами, так и организациями и учреждениями, в том числе финансируемыми из бюджетов всех уровней.
ФедералПресс
Версия для печати
Ранее
26.01.2021 10:24Стратегию развитияЖКХ и стройотрасли планируется внести в правительство до начала весны
По славам Минстроя Ирек Файзуллин, документ находится в корректировке
26.01.2021 10:22В чью пользу счет
Отложить принятие законопроекта об отмене банковских комиссий для граждан при оплате коммунальных услуг предлагает экспертный совет Комитета Госдумы по энергетике
25.01.2021 10:24«Совет рынка»: «В 2020 году объём «перекрёстки» вырос на 25%, превысив 500 млрд рублей»
25.01.2021 10:21СО ЕЭС соберёт ценовые заявки на КОМ-2026 с 9 по 15 февраля
Сбор ценовых заявок в рамках традиционного конкурентного отбора мощности (КОМ) на 2026 год пройдёт с 9 по 15 февраля, сообщается в материалах на сайте отбора.
25.01.2021 10:15Льготные энергоцены не помогают развитию экономики
Глава комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный призвал ограничить перекрестное субсидирование