Председатель Наблюдательного совета Ассоциации «Совет производителей энергии» Александра Панина в своём выступлении отметила, в настоящее время перекрёстное субсидирование стало практически «борьбой с самими с собой». Рост перекрёстки приводит к тому, что и для потребителей, и для генераторов розничный рынок электроэнергии становится более привлекательным, чем ОРЭМ.

Перекрестное субсидирование родилось в 1990-е годы как мера поддержки населения в условиях эконмического кризиса в стране. При этом в советский период население платило «честную цену», которая была выше, чем у промышленности: в 1982 - 1991 гг. тариф для населения прочих потребителей был в 2 – 3,5 раза выше, чем для промышленности.

Однако в последующие периоды ситуация кардинально изменилась – за счет промышленности поддерживались более низкие тарифы на электроэнергию для населения и некоторых категорий потребителей, реализовывались инвестиционные проекты, что привело к росту перекрёстного субсидирования.

Еще с начала 2000-х гг. ставилась задача поэтапной ликвидация перекрестного субсидирования различных регионов страны и групп потребителей электроэнергии, которые так не была реализована. Помимо обычного и привычного перекрестного субсидирования в сетях по уровням напряжения (промышленность-население), сейчас уже насчитывается около 10 различных форм.

В том числе финансирование за счет ОРЭМ мусоросжигательных заводов (19 млрд. руб. в год); финансирование проектов ВИЭ (72 млрд. руб. в год). Финансирование потребителями других потребителей – выравнивание тарифов Дальнего Востока (39 млрд. руб. в год) и так называемые «регионы РД» (10 млрд. руб. в год) и др.

Александра Панина подчеркнула, что только в рамках поставок электроэнергии по регулируемым договорам (Республики Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия-Алания, Бурятия, Карелия, Тыва а также Чеченская, Карачаево-Черкесская и Кабардино-Балкарская Республики) только генераторы за 10 лет заплатили порядка 700 млрд. руб.

Несвободный оптовый рынок, невозможность заключения настоящих свободных договоров, которые бы полностью закрывали объем потребления, а также централизованность расчетов, в результате которой «новая надбавка» распределяется на всех – искажает ценовые сигналы и не позволяет оценить реальную необходимость поддержки за счет механизмов перекрёстного субсидирования тех или иных потребителей или проектов.

Важно отметить, что ОРЭМ имеет очень низкую одноставочную цену (30-32 Евро за МВтч), что является конкурентным преимуществом для отечественной промышленности. Но при этом именно низкая «одноставка» недостаточна для строительства или модернизации генерации. При этом в РСВ нельзя заложить инвестсоставляющую – можно подавать только стоимость топлива.

КОМ – квазирыночный механизм оплаты мощности, за счет которого содержится 80% мощностей занимает в структуре платежа ОРЭМ всего 9%. При этом сам механизм КОМ не дает понятных и адекватных ценовых сигналов рынку. А ценовые параметры рынка мощности также являются недостаточными для строительтсва новой генерации, поскольку даже в условиях условного дефицита мощности цена в модели спроса складывается ниже необходимых затрат в 1,2-3 раза.

Очевидно, что необходимо реформировать оптовый рынок электроэнергии и мощности – в этом заинтересованы и промышленность, бизнес, и генераторы, – отметила Александра Панина. Первый путь – честный рынок. Очистка ОРЭМ от всех надбавок – убрать действующие надбавки в сетевую составляющую. Новые проекты, например, ДПМ ВИЭ-2 проводить за счет средств бюджета. Реформирование рынка: снять ограничение на формирование заявок РСВ – дать возможность закладывать в том числе и инвестиционные составляющие. Переход к высоковолатильной одноставочной модели, которая будет способствовать заключению длинных хеджирующих свободных договоров.

Второй путь – компромиссный. Также необходима очистка ОРЭМ от всех надбавок – убрать действующие надбавки в сетевую составляющую, новые проекты проводить за счет средств бюджета. Ликвидация перекрёстного субсидирования в сетях, переход к честному ценообразованию для населения. Введение системы адресных льгот для потребителей:

• для малоимущего населения (социальная норма);

• для экспортооринетированного бизнеса, вложившего инвестиции в развитие своего предприятия, сетевой инфраструктуры или субъекта РФ;

• для энергоемкого экспортера товаров с высокой добавленной стоимостью.

ОБ АССОЦИАЦИИ
Ассоциация «Совет производителей электроэнергии и стратегических инвесторов электроэнергетики» основана в 2008 г., объединяет интересы крупных тепловых и атомных генерирующих компаний России (77% установленной мощности ЕЭС России или 187 ГВт).

Объем полезного отпуска тепловой энергии в режиме когенерации составляет 428 млн Гкал в год (72% производства тепла в режиме когенерации в РФ), установленная тепловая мощность членов Ассоциации - 252 тыс. Гкал/ч (95% от установленной тепловой мощности когенерации в России).

В Ассоциацию входят 17 компаний: ООО «Газпром энергохолдинг», АО «Татэнерго», ООО «ЕвроСибЭнерго – Гидрогенерация», АО «Интер РАО-Электрогенерация», ООО «Интертехэлектро – Новая генерация», ПАО «Квадра», ПАО «Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ», АО «Норильско-Таймырская энергетическая компания», ПАО «Т Плюс», ООО «Сибирская генерирующая компания», АО «СИБЭКО», ПАО «ТГК-2», АО «ТГК-16», ПАО «Фортум», ПАО «Юнипро», ПАО «Энел Россия», АО «Концерн Росэнергоатом».

Версия для печати

Ранее

08.05.2024 11:55В Госдуме состоялось обсуждение проекта федерального закона, направленного на повышение надежности и безопасности систем теплоснабжения

26.04.2024 20:17Председатель Набсовета Ассоциации «Совет производителей энергии» рассказала об актуальных вопросах функционирования генерирующих объектов

24.04.2024 06:58Минэнерго предложило в отборе энергомощности на 2027 год учесть рост цен

19.04.2024 17:38Председателем Набсовета Ассоциации «Совет производителей энергии» переизбрана Александра Панина

18.04.2024 11:28Необходимо учесть в параметрах КОМ и КОММОД увеличение расходов на ремонты и модернизацию