В целях обеспечения надёжности и бесперебойности оказания услуг электро- и теплоснабжения Ассоциация «Совет производителей энергии» обратилась к заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Юрию Борисову с предложениями по мерам поддержки предприятий электро- и теплоснабжения и повышению платёжной дисциплины.

 

Негативные явления в экономике, связанные с распространением коронавирусной инфекции (COVID19) и возникающие в связи с этим изменения в жизни и деятельности граждан и организаций в России, уже повлекли ухудшение платёжной дисциплины.

По данным Росстата, общий объём задолженности в ЖКХ на начало 2020 г. составил 1,3 трлн руб., основными неплательщиками являются управляющие компании и население (810 млрд руб.), бюджетные организации (60 млрд руб.), организации ЖКХ (173 млрд руб.). Для сравнения: стоимость всей потреблённой в РФ в 2019 г. тепловой энергии составляет 1,3 трлн рублей.

По экспертной оценке Ассоциации, платежи за коммунальные услуги электроснабжения и теплоснабжения во втором квартале 2020 г. могут снизиться до 20% от начислений, а в целом за 2020 г. собираемость может снизиться до 50%. Величина «дополнительной» дебиторской задолженности в 2020 г. может составить по самым скромным подсчетам более 1 трлн рублей.

Следует отметить, что международный опыт государств Юго-Восточной Азии, Европы, а также государств ближайшего зарубежья показывает, что введённые данными странами меры по поддержке населения, малого и среднего бизнеса не включает в себя отмену пеней и штрафов за неуплату энергоресурсов. Данные государства ввели адресные меры поддержки по оплате энергоресурсов ограниченных категорий потребителей, либо ввели прямое государственное субсидирование различных групп потребителей.

Рост неплатежей за электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, учитывая ёмкость данных рынков (более 5 трлн рублей), вызовет негативные последствия не только для электроэнергетики и теплоэнергетики, но и для смежных отраслей и бюджета РФ, в числе таких последствий:

-       срыв инвестиционных и ремонтных программ 2020 и 2021 гг., срыв кампании по подготовке инфраструктуры к осенне-зимнему периоду
2020-2021 гг. и, как следствие, рост аварийности и снижение надёжности электроснабжения и теплоснабжения потребителей;

-       наращивание долгов перед поставщиками топлива (газ, уголь, мазут) и, как следствие, риск введения ограничения поставок топлива на электростанции, что чревато их остановкой;

-       невозможность своевременной выплаты заработной платы работникам энергетических компаний;

-       снижение налоговых и иных обязательных платежей, просрочка погашения кредитных обязательств, резкое увеличение кредитной нагрузки для покрытия кассовых разрывов, не учтенных в ценах и тарифах.

 

Учитывая масштабный риск нарушения надёжного электроснабжения и теплоснабжения потребителей нашей страны, который будет сопровождаться приростом задолженности в электроэнергетике и теплоэнергетике, Ассоциация «Совет производителей энергии» предлагает инициировать внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 02.04.20 № 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», ограничив срок его действия.

Кроме того, в адрес Правительства направлены предложения по введению дополнительных мер по поддержке платёжной дисциплины и обеспечению надёжного и бесперебойного электроснабжения и теплоснабжения потребителей, в частности: 

 

1.      Введение адресных мер поддержки отдельным категориям граждан по оплате коммунальных услуг с условием перечисления субсидий на оплату коммунальных услуг в пользу таких граждан на счета ресурсоснабжающих организаций;

2.      Введение контроля за своевременностью и полнотой оплаты по договорам энергоснабжения и теплоснабжения организациями, учреждениями, финансируемыми из бюджетов всех уровней, а также муниципальными предприятиями, предусмотрев поручение Министерству финансов России по ведению казначейского сопровождения (мониторинга) таких расчётов;

3.      Предоставление предприятиям сферы электроэнергетики и теплоснабжения (генерирующим компаниям, гарантирующим поставщикам, теплоснабжающим организациям) на период действия ограничительных мер и мер поддержки отдельных категорий потребителей электрической и тепловой энергии мер поддержки в виде:

3.1.      субсидирования ставок по кредитам, льготного кредитования на финансирование инвестиционных и ремонтных программ, закупку топлива, покрытие кассовых разрывов, беспроцентных кредитов на выплату зарплаты сотрудникам на период действия ограничительных мер и мер поддержки потребителей электрической и тепловой энергии, а также рефинансирование кредитов в уполномоченных банках, фондирование которых под эти цели осуществил ЦБ, по льготной ставке в случае изменения коммерческими банками ставки по ранее привлечённым кредитам в сторону увеличения;

3.2.      моратория на проведение проверок в рамках осуществления государственного (муниципального) контроля (надзора), в том, числе, уже открытых проверок, кроме случаев, когда предметом проверки является угроза жизни и здоровью граждан;

3.3.      отмены санкций и штрафов за неисполнение и/или несвоевременное исполнение ремонтной и инвестиционной программы (в том числе за срыв сроков подготовки к прохождению осенне-зимнего периода 2020-2021 г.г.), а также за недостижение плановых значений целевых показателей качества, надежности, энергетической эффективности предприятиями сферы электроэнергетики и теплоснабжения с возможностью их последующего исполнения;

3.4.      моратория на лишение организаций статуса Гарантирующего поставщика в случае предоставления согласованных генерирующими компаниями гарантий оплаты, не включённых в действующую систему финансовых гарантий на ОРЭМ;

3.5.      учёта в следующем периоде регулирования в тарифах резерва по сомнительным долгам в размере не менее 3% от объёма реализации всем категориям потребителей;

3.6.      приостановления действия вступивших в силу изменений в Налоговый кодекс РФ в части акцизов на мазут для энергетических компаний (как минимум до 01.01.2021);

3.7.      упрощения процедуры согласования изменений в концессионное соглашение, в том числе, в части целевых показателей деятельности концессионера.

4.      Приостановка действия норм Федерального закона от 28.11.2018 № 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которыми установлено требование о необходимости с 1 апреля 2020 г. указания в исковом заявлении о взыскании задолженности за коммунальные услуги одного из идентификаторов должника-гражданина вплоть до момента запуска процедуры обмена персональными данными между органами власти и ресурсоснабжающими организациями.

 

В случае нереализации предложенных мер для предприятий энергетики потребуются такие срочные решения как отсрочка оплаты топлива (газ, уголь, мазут), мораторий на применение поставщиками топлива санкций, в т.ч. за недобор газа, и на введение поставщиками топлива ограничения режима потребления топлива, а также отсрочка уплаты налогов, отмена пеней и штрафов за неуплату/несвоевременную уплату налогов, снижения размера страховых взносов и предоставления отсрочки по их уплате.

Версия для печати

Ранее

08.05.2024 11:55В Госдуме состоялось обсуждение проекта федерального закона, направленного на повышение надежности и безопасности систем теплоснабжения

26.04.2024 20:17Председатель Набсовета Ассоциации «Совет производителей энергии» рассказала об актуальных вопросах функционирования генерирующих объектов

24.04.2024 06:58Минэнерго предложило в отборе энергомощности на 2027 год учесть рост цен

19.04.2024 17:38Председателем Набсовета Ассоциации «Совет производителей энергии» переизбрана Александра Панина

18.04.2024 11:28Необходимо учесть в параметрах КОМ и КОММОД увеличение расходов на ремонты и модернизацию