2021 год был достаточно стабильным и предсказуемым для нефтегазовой отрасли России, несмотря на вызовы, с которыми столкнулось мировое сообщество в виде высоких цен на газ европейском рынке, роста потребности в энергоресурсах, изменения энергостратегий не только отдельных компаний, но и целых государств. Таковы выводы председателя комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный.

Подводя итоги года в беседе с корреспондентом Агентства нефтегазовой информации, Павел Николаевич напомнил о ключевых событиях и решениях, которыми запомнится 2021 год:

- 2020 и 2021 годы стали в каком-то смысле переломными в осознании перспектив развития мировой энергетики. В этом году, и это самое главное, появилось более четкое осмысление тех тенденций, которые ранее намечались в рамках энергоперехода.

Сегодня российские компании понимают неизбежность новой реальности в отрасли и выстраивают свою работу с учетом альтернативных источников энергии, в том числе производства водорода, реализации программ улавливанию и хранению СО2 - в стратегиях развития учитывается ESG-принципы. Это показатель того, что перелом произошел в первую очередь в сознании топ-менеджеров компаний. Как результат - наметился тренд на создание новой энергетики в России.

В целом, 2021 год был стабильным для отечественной нефтегазовой отрасли. Эту стабильность обеспечивали, в первую очередь, согласованность позиций стран-участниц ОПЕК+ в части договоренностей о сокращении добычи нефти и плавный выход к допандемийным объемам. Данное соглашение и сегодня продолжает регулировать общемировой энергобаланс.

Сохранению стабильности в отрасли способствовали и нефтяные котировки. В течение года они держались на уровне около $70-80 долларов за баррель. Это дало возможность компаниям поддержать добычу, обеспечить прибыльность своей работы, а государству получить дополнительные доходы в бюджет.

В этом году цены на природный газ на внешних рынках бьют рекорды. Для нас это хорошая новость. И дело не в том, что Газпром много заработает. Высокие цены на газ, рост спроса на традиционные энергоресурсы подтверждает тот факт, что в целом ставка только на ВИЭ и дискредитация традиционных углеводородов пока себя не оправдывает. Ведь были приняты решения о сокращении инвестиций в традиционную энергетику - за два года они сократились на 20%. А так как это отрасль инвестиционноемкая, от принятия решения о покупке лицензии до реализации проекта проходит 7-10 лет, то невозможно быстро нарастить объемы добычи углеводородов.

Энергокризис в Европе рукотворный, он произошел на фоне недостатка солнца и ветра, повышенной нагрузки на традиционную энергетику, отказа от поддержки инвестиций в традиционную энергетику, от долгосрочных контрактов с фиксированной ценой и гарантией поставок... А может быть, я так иногда думаю, что это было сделано намеренно, чтобы начать более высокими темпами развивать альтернативные источники энергии, загружая собственную экономику, создавая рабочие места, снижая зависимость от импорта энергоресурсов. В таких условиях, ВИЭ становятся рентабельными. Но, на мой взгляд, все-таки это недальновидная политика и популизм европейских политиков. Результат мы все видим – ресурсов для покрытия дефицита топлива не хватает, спрос на газ высочайший. К сожалению, рассчитываться за результат таких непродуманных политических решений будет потребитель.

Я ожидал такого роста цен, но позже. Уверен, что и в перспективе стоимость и газа, и нефти будет расти. Те цены, которые мы сейчас видим – это не предел. Если Запад не изменит свое отношение к традиционной энергетике, в среднесрочной перспективе цена на нефть достигнет $100 за баррель и более.

Политические решения, особенно если они идут вразрез со здравым смыслом и экономикой, приводят к дисбалансам, тому, что экономика мстит, в первую очередь, непредсказуемостью, кризисами, высокими ценами, в данном случае, на углеводороды.

В связи со всем вышесказанным, есть все предпосылки для того, чтобы первый газ по «Северному потоку-2» пошел не позже февраля. И это стабилизирует ситуацию на рынке. Нет оснований для затягивания этого вопроса. Во всяком случае, опять же, с точки зрения здравого смысла. Конечно, политические интересы и бюрократия Еврокомиссии могут сработать и по-другому, но тогда зима будет непростой для Европы.

Я не поддерживаю мнения, что запуск «Северного потока-2» - вопрос политический, это надуманная история. Я помню, как несколько немецких компаний вышли с данной инициативой на Санкт-Петербургском международном форуме и наш Президент и правительство поддержали предложение бизнеса. А не наоборот.

Если говорить о законодательстве, то принципиально важные решения 2021 года – работа по расширению периметра эксперимента по НДД, возможность создания полигонов для отработки технологий для добычи ТРИЗов.

Полигоны, конечно, появились значительно раньше, но не было законодательной базы по их функционированию. Теперь она есть и, к слову, это очень важно, что там нет обязательных требований по объемам добычи нефти, главное – желание компаний в отработке новых технологий на базе полигона.

По НДД проведена большая работа. Расширение режима НДД на ряд месторождений в ХМАО-Югры даст возможность компаниям сохранить инвестиции для поддержания экономически обоснованной добычи разработки месторождений. Документ проходит согласование с Минфином, он достаточно сложный. В рамках рабочей группы комитета по бюджету, в которую вхожу я, а возглавляет ее зампредседателя этого комитета, депутат от ХМАО-Югры Ольга Ануфриева, была проделана большая серьезная работа и сейчас она в стадии окончания.

И конечно, событием года стало начало программы социальной газификации. На данный момент получено около 500 тысяч заявок, уже исполнено более 45 тысяч договоров. Завершена подготовка подзаконных актов в развитие принятого в июне Федерального закона о социальной газификации. Необходима дальнейшая корректировка нормативной базы газификации, она была очевидна уже в момент принятия 184-ФЗ. Практика применения закона уже в первые месяцы выявила достаточно нерешенных «узких мест», и расшивать их нужно быстро, учитывая, что первый этап реализации программы – догазификация домовладений в тех территориях, где уже есть газораспределительные сети достаточной пропускной способности - должна быть проведена в течение следующего года. Для того чтобы качественно подготовить необходимые изменения, мы сформировали постоянную рабочую группу на базе комитета по энергетике с участием профильных министерств и комитетов Государственной Думы. Важно как можно быстрее принять сформулированные предложения, чтобы дать возможность единому оператору газификации и региональным операторам оперативно строить необходимую инфраструктуру. В формате рабочей группы также идет работа по подготовке законодательных инициатив, направленных на безопасное использование газового оборудования в жилищно-коммунальном хозяйстве.

В целом, год был интересным и богатым на события, которые позволяют нам в будущем строить достаточно амбициозные планы и продолжать реализацию уже начатых проектов!

https://www.angi.ru

Версия для печати

Ранее

28.02.2024 12:58Необходимо создавать экономические условия и стимулы для привлечения инвестиций в ЖКХ

21.02.2024 12:28Сбалансированность энергосистемы России — существенный вклад в достижение «углеродной нейтральности» России к 2060 году

16.02.2024 12:06Александра Панина: инвестиции помогут снизить нагрузку на потребителей

15.02.2024 14:38Для повышения надежности теплоснабжения потребителей необходимо увеличение темпов модернизации коммунальной инфраструктуры

31.01.2024 15:05Минэнерго РФ предлагает отдельные проекты модернизации ТЭС с газовыми турбинами