Приоритеты и методы администрирования перекрестки в России требуют фундаментального пересмотра. В том числе с учетом возрастающей значимости глобальной климатической повестки и нарастания технологического отставания экономики РФ. Вопрос – как именно они должны измениться?

Перекрестное субсидирование, задуманное в начале 90‑х годов как механизм социальной поддержки путем сдерживания цен на электроэнергию за счет роста цен для промышленности, сейчас превратилось в полноценный инструмент регулирования цен и тарифов и финансирования важных государственных проектов. Такого мнения придерживается Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.

Как отметил глава РСПП в ходе энергетического форума, проходившего в рамках Недель российского бизнеса, пока и на самых высоких площадках не удалось сформулировать консолидированную позицию по вопросу изменений в перекрестном субсидировании с учетом требований прозрачности и предсказуемости и формирования эффективной «дорожной карты» для достижения этой задачи.

Освободить бизнес
По мнению председателя комитета Государственной думы по энергетике Павла Завального, завышенные цены на электроэнергию, связанные с перекрестным субсидированием, ограничивают темпы развития промышленности.

– До сих пор в федеральных органах исполнительной власти существуют разные методики оценки объема «перекрестки» и, соответственно, разные подходы к разработке механизмов ее ликвидации. Решения, которые были приняты ранее правительством по ее ограничению, не исполнены. Новых принятых актуальных решений в отношении определения предельно допустимого уровня и сокращения перекрестного субсидирования нет, – констатировал Павел Завальный.

По его словам, завышенные цены на электроэнергию, связанные с перекрестным субсидированием, ограничивают темпы развития промышленности. И выступают сдерживающим фактором развития российской энергетики и экономики в целом. В особенности – среднего и малого бизнеса и сельского хозяйства. Ежегодные потери ВВП страны от перекрестки, по разным оценкам, составляют от 0,6 % до 0,8 % при его общем росте не более 2 % (в 2,3 % в 2018 г.).

Председатель комитета по энергетике полагает, что для решения проблем перекрестки необходимым является рост цен для населения по схеме «инфляция плюс», а для промышленности – «инфляция минус» или не выше инфляции.

Ускорить процесс и облегчить его для населения можно за счет применения механизмов адресной помощи населению и одновременного повышения эффективности работы сетевого комплекса.

Ключевая задача при ликвидации перекрестки – освободить бизнес от несвойственной ему функции социальной защиты населения в вопросах оплаты электроэнергии. И предоставить ее выполнение институту, прямо ответственному за ее реализацию, – государству.

Самым эффективным способом решения проблемы социальной поддержки в ходе ликвидации перекрестного субсидирования в энергетике является постепенное выравнивание цен на электричество для всех групп потребителей с использованием бюджетных средств для выплат адресного социального пособия наиболее нуждающимся домашним хозяйствам в зависимости от доходов семьи (по аналогии с системой, принятой при оплате ЖКХ).

Способ поставить галочку
Мнения о том, что перекрестное субсидирование в текущем виде крайне неэффективно, придерживается и председатель наблюдательного совета Сообщества потребителей энергии Александр Старченко. По его словам, оно не позволяет достичь целей социальной поддержки малообеспеченных. При этом вызванный рост цен на электроэнергию для промышленности несет риски для конкурентоспособности российских предприятий.

По мнению Александра Старченко, перекрестное субсидирование изначально не было реальным способом защитить население от роста тарифов. Это был «способ поставить какую‑то галочку и постараться сдерживать тарифы для населения на низком уровне независимо от того, сколько реально стоит этот рынок».

– То самое население, которое предполагалось защитить в результате использования этих механизмов, оказалось менее защищенным, чем могло бы в случае применения нормальных социальных способов защиты, – сказал Александр Старченко.

Он также подчеркнул, что существующую систему перекрестного субсидирования необходимо сделать эффективным управляемым инструментом.

– Примерно двадцать лет назад объем перекрестного субсидирования составлял около 70 миллиардов рублей, сейчас называется цифра около 400 миллиардов рублей. «Перекрестка» в текущем виде – это недостаточно осмысленный, доставшийся нам в наследство после реформы РАО ЕЭС России способ уклониться от решения реальных проблем, поставив галочку. Тарифы для населения на низком уровне сдерживаются независимо от того, сколько реально стоит электроэнергия и кто в такой поддержке действительно нуждается. В итоге средств каждый раз требуется все больше и больше, но социальная поддержка от этого лучше не становится, – отметил Александр Старченко.

Председатель наблюдательного совета ассоциации «Совет производителей электроэнергии и стратегических инвесторов электроэнергетики» Александра Панина уверена, что пришло время бороться с перекрестным субсидированием.

По ее словам, для этого нужно реформировать рынок, выходить на прямые отношения генератора и потребителя. Также необходимо разработать государственную систему льгот для промышленных потребителей и обеспечить адресную поддержку различных категорий потребителей.

Учет и порядок
Значительно улучшить ситуацию с области перекрестного субсидирования способен качественный энергоменеджмент, уверен заместитель министра энергетики РФ Юрий Маневич.

– Нужен четкий учет, порядок, справедливое распределение перекрестного субсидирования, – отметил замглавы Минэнерго. – Что касается нерыночных надбавок, то на текущий момент были уже приняты решения по надбавкам на общую сумму, которая измеряется сотнями миллиардов.

Если мы говорим про «перекрестку» в сетевом комплексе, то она тоже измеряется в сотнях миллиардов – 238 млрд рублей в год. Мы хотим, чтобы был наведен порядок со стороны всех госструктур. А с другой стороны, необходимо ликвидировать перекрестное субсидирование в электросетевом комплексе при пропорциональном распределении энергии между потребителями.

В России, по данным исследования KPMG, суммарный объем нерыночной нагрузки на потребителей электроэнергии в 2020 году достиг рекордной суммы в 1,09 трлн руб., увеличившись на 220 % за последние пять лет. Структура нагрузки впервые изменилась – вместо социальных программ на первый план вышли платежи бизнеса на строительство новой генерации. Общий размер нерыночных надбавок на оптовом энергорынке достиг 615 млрд руб., при этом объем доплат бизнеса за снижение тарифов населения – 446 млрд руб. Инвестиционная нагрузка растет еще быстрее: с 2015 года она увеличилась на 244 %. Основную долю (244 млрд руб.) занимают надбавки за новые ТЭС, построенные по договорам поставки мощности, еще суммарно 267 млрд руб. – за АЭС, ГЭС и возобновляемую энергетику (ВИЭ). Несмотря на рост объемов, аналитики отмечают снижение «качества» наполнения программ, а также низкую эффективность неадресной соцподдержки.
Юрий Маневич напомнил, что весь объем перекрестного субсидирования населения возложен на потребителей распределительного сетевого комплекса. Потребители, подключенные к магистральным сетям, такую нагрузку не несут.

– Отсутствие учета перекрестного субсидирования в тарифах магистральных сетей привело к созданию дополнительных экономических преференций для потребителей магистральных сетей по отношению к потребителям распределительных сетей, – подчеркнул заместитель министра.

Он отметил, что в такой ситуации часть потребителей «уходит» от распределительных сетей к магистральным. Результатом этого становится постоянное снижение полезного отпуска в распределительных сетях, что нагружает оставшихся потребителей региональных сетей по оплате перекрестного субсидирования еще больше.

– Пострадавшими» оказываются подключенные к распределительному сетевому комплексу такие группы потребителей, как бюджетные организации, сельхозтоваропроизводители, а также малый и средний бизнес, который должен быть локомотивом экономического развития страны, – отметил Юрий Маневич.

Он сообщил, что Минэнерго в настоящий момент активно поддерживает позицию Минэкономразвития, которому поручено организовать работу по снижению перекрестного субсидирования, в частности в сетевом комплексе.

– Для системного решения по снижению негативных экономических последствий наличия перекрестного субсидирования и его постоянного роста, снижения перекоса между тарифами на передачу в распределительных и магистральных сетях предлагается пропорционально объему потребления электроэнергии распределить объем перекрестного субсидирования населения между всеми потребителями сетевого комплекса – распределительного и магистрального. Проще говоря, распределить перекрестное субсидирование равномерно и справедливо как на потребителей распределительных сетей, так и на потребителей, подключенных к сетям ФСК, – рассказал замглавы Минэнерго.

Энергетика и промышленность России

Версия для печати

Ранее

10.12.2024 09:16Путин и Лукашенко подписали договор об общем рынке электроэнергии

Путин и Лукашенко подписали договор об рынке электроэнергии Союзного государства

09.12.2024 09:12«Традиционная энергетика является основой мирового энергобаланса»

Доцент Финансового университета при правительстве РФ Валерий Андрианов — в программе «Деньги и биржи»

04.12.2024 09:06Недостатки освещения: долги за электроэнергию выросли до 345 млрд

Повлияет ли это на отопительный сезон и почему просрочки увеличиваются из года в год

03.12.2024 09:03Проблема нехватки кадров в организациях электроэнергетики усиливается

28.11.2024 09:07Власти намерены обновить энергосистему России

На Российской энергетической неделе состоялось заседание комиссии Госсовета по энергетике