В ходе круглого стола «Взаимодействие с потребителями тепловой энергии в целях повышения качества теплоснабжения» в рамках Татарстанского международного форума по энергетике и энергоресурсоэффективности 6 апреля 2023 г. эксперты обсудили актуальные вопросы развития и функционирования теплоснабжения.

В своем выступлении Заместитель директора Ассоциации «Совет производителей энергии» Сергей Полянцев отметил, что Республика Татарстан традиционно большое внимание уделяет вопросам повышения энергоэффективности.

Но, несмотря на то, что большая часть жилищного фонда Российской Федерации обеспечивается теплом от систем централизованного теплоснабжения, существующее законодательство в части жилого фонда не стимулирует собственников и управляющие организации устанавливать общедомовые приборы учета (ОДПУ) и проводить мероприятия по энергосбережению.

По экспертным оценкам, 20% потерь тепла в системе теплоснабжения приходится на потери непосредственно в многоквартирных домах: из-за плохого состояния наружных ограждающих конструкций, инженерных сетей, отсутствия регулирования, «через форточку» и прочее.

Федеральный закон «Об энергосбережении и энергетической эффективности» запрещает вводить в эксплуатацию здания и сооружения (построенные, реконструированные, после капитального ремонта), не соответствующие требованиям энергетической эффективности, в том числе – не оснащенные приборами учёта используемых энергоресурсов.

При этом, согласно Жилищного кодекса Российской Федерации, установка коллективных (общедомовых) приборов учета при капитальном ремонте носит рекомендательный характер, что делается далеко не всегда, а дом, включенный в региональную программу капремонта, получает право не устанавливать ОДПУ.

В результате теплоснабжающая организация, которая должна установить ОДПУ в силу закона, не может выполнить свои обязанности: недобросовестные собственники и управляющие компании препятствуют установке, мотивируя тем, что дом включен в план проведения капитального ремонта, например, через 25 лет – в 2048 году.

Очевидно, что необходимы стимулирующие меры для реализации мероприятий по повышению энергоэффективности. Например – введение дифференцированных нормативов потребления коммунальных услуг; расчет размера платы за коммунальные услуги только на основании показаний общедомовых приборов учёта; в Жилищном кодексе обязать проводить работы по установке коллективных (общедомовых) приборов учёта потребления ресурсов при капитальном ремонте многоквартирного дома; установка потребителями автоматизированных узлов погодного регулирования.

В результате обе стороны и потребитель и поставщик получат положительные эффекты, том числе: повышение качества и комфорта проживания за счет снижения «недотопов» и «перетопов»; снижение платежа за счет рационального использования тепловой энергии; рост капитализации квартир в сравнении с неэнергоэффективным домом; улучшение экологической обстановки – снижение выбросов СО2 за счет сокращения потерь тепла и излишне используемого топлива; резерв тепловой мощности на источнике тепловой энергии для подключения новых потребителей.

В заключение С.Полянцев подчеркнул, что взаимодействие теплоснабжающих организаций и потребителей должно происходить в рамках правового поля при соблюдении баланса экономических интересов потребителей и ресурсоснабжающих организаций.

Ассоциация "Совет производителей энергии"

Версия для печати

Ранее

28.02.2024 12:58Необходимо создавать экономические условия и стимулы для привлечения инвестиций в ЖКХ

21.02.2024 12:28Сбалансированность энергосистемы России — существенный вклад в достижение «углеродной нейтральности» России к 2060 году

16.02.2024 12:06Александра Панина: инвестиции помогут снизить нагрузку на потребителей

15.02.2024 14:38Для повышения надежности теплоснабжения потребителей необходимо увеличение темпов модернизации коммунальной инфраструктуры

31.01.2024 15:05Минэнерго РФ предлагает отдельные проекты модернизации ТЭС с газовыми турбинами